Заполненные автомобилями дворы в наших городах вызывают беспокойство как у автолюбителей, так и у их соседей, не владеющих автомобилями. По-видимому, именно по этой причине с начала осени так активно и накаляется обсуждение вступающего в силу с января 2020 года 199-го Приказа Минтранса, который регулирует парковку во дворах.
Однако первые комментаторы завели остальных, и слухи стали настолько несуразными, что в дело посчитал нужным вмешаться Минтранс. В октябре на официальном сайте ведомства появилось разъяснение. Но и его, увы, читали не все.
На самом деле документ ничего не говорит о новых штрафах. Он запрещает устройство во дворах парковок для таких машин юрлиц и ИП, которые перевозят людей или грузы. А вне оборудованных стоянок и сейчас нельзя оставлять на ночь машины. Ведь даже легковушки на гостевых парковках ночевать, по идее, не имеют права, и штраф за такую ночевку давно существует.
Отдельные наказания за парковку коммерческих авто во дворах, как пишет Минтранс у себя на сайте, пока не предусмотрены. Штрафные санкции в январе 2020-го будут такими же, что и сейчас за те же нарушения правил стоянки или остановки.
Если вас оштрафовали, а вы считаете, что поставили машину правильно, наказание можно оспорить. При наличии крепких доказательств вы справитесь с этим и сами. А в спорной ситуации лучше обратитесь за помощью к юристу.
Что запрещает 199-й приказ Минтранса
Начнем с названия документа. В конце статьи оно указано в сокращении, потому что в оригинале и правда «много букв». Речь идет об утверждении требований к парковкам для такого транспорта, который используется в коммерческих перевозках (людей или грузов) и принадлежит фирмам или ИП. О личных машинах россиян в нем ничего не говорится.
Стоянки имеются в виду такие, где водитель мог бы поставить авто, сменившись или вернувшись из рейса. А еще — требования касаются только расположенных в городской черте площадок. С 1 января 2020 года такие парковки нельзя создавать в кварталах многоквартирных домов.
Вне стоянок машины тоже нельзя оставлять во дворах. И получается, что коммерческому транспорту юрлиц и ИП отныне запрещено дневать и ночевать рядом с жилыми домами. Что будет с теми стоянками, которые уже есть, неясно.
О каких машинах речь?
Точного списка в документе нет. Понятно, что под запрет подпадают грузовики (в том числе «Газели» и т.п.) и автобусы. И микроавтобусы, если, конечно, они не принадлежат многодетной семье.
А еще — такси. Это они в приказе витиевато названы перемещающими других лиц, кроме водителя. Так что несмотря на то, что в большинстве случаев это легковые машины, оставлять их после смены на общей парковке во дворе с января 2020-го будет нельзя.
А вот каршеринговые (арендованные) авто в запретный список не попадают. Ведь они используются арендатором не в коммерческих целях, а для личных нужд.
Все города имеются в виду или только Москва, Питер и Севастополь?
Запрет на оборудование парковок для грузовиков, автобусов и такси во дворах касается всей России. Это ясно из названия документа, где перечислены три вида «городских» муниципальных образований: поселение, округ и города с особым статусом.
Городским поселением у нас, кстати, бывает и поселок городского типа. Так что там тоже нельзя устраивать парковки для коммерческого транспорта рядом с жильем.
А города федерального значения всегда указываются в законах отдельно исключительно потому, что они не поселения и не округа. В стране их всего три.
Какие санкции для нарушителей?
В пояснениях Минтранса (ссылка на них тоже есть в конце текста) прямо говорится, что пока ответственность не предусмотрена. Но с оговоркой.
Дело в том, что сейчас разрабатывается новый вариант Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), и вот там, видимо, санкции будут прописаны. Во всяком случае, они обсуждаются. Назначат ли наказание за парковку таких машин, если они принадлежат не фирме, а, скажем, лично ее директору, пока тоже непонятно.
Наказание за неправильную парковку с 1 января 2020 года
Таким образом, штрафы за парковку не по правилам в январе 2020-го будут теми же, что и в 2019 году. Основные санкции описаны в 12-й главе КоАП. Остановка или стоянка транспорта там, где нельзя, в основном, карается предупреждением или штрафом — 500 рублей (2500 рублей в Москве и Питере). Однако для некоторых случаев неправильной парковки предусмотрены наказания посерьезнее:
- 1000 рублей — на железнодорожном переезде (может быть и лишение прав на 3–6 месяцев), пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним, на тротуаре, на остановках маршруток и стоянках такси и ближе 15 м от них;
- 1500 рублей — на трамвайных путях или вторым рядом;
- 2000 рублей — на проезжей части, если это мешает другим машинам, а также в тоннеле.
Штраф за подобную парковку в обеих столицах 3000 рублей. Вынужденная остановка в таких местах не наказывается.
Припарковаться на местах для инвалидов, не являясь ими и не перевозя их, по всей стране «стоит» 5000 рублей.
Видео. Парковки во дворе: за и против | Я вас услышал (2023)
Еще два распространенных нарушения правил парковки регулируются и другими документами:
- Водный кодекс запрещает ставить машину на берегах рек, озер и т. д. вне дорог или других твердых покрытий. В наказание за нарушение правил водоохранных зон водителя могут оштрафовать на сумму 3000–4500 рублей.
- Местные нормативные акты запрещают парковку на газонах, при этом региональные власти сами вправе устанавливать размеры штрафов для нарушителей. Суммы могут зависеть и от принадлежности авто. В Москве частник может лишиться 5000 рублей, а юрлицо — 300 000 рублей.
Понятие «газон», кстати, в КоАП не фигурирует, и общего определения ему не дано. Поэтому в другом регионе оно может трактоваться не так, как в городе, откуда вы приехали.
Ошибки при парковке могут допустить автолюбители, но и инспекторы ГИБДД тоже не застрахованы от неправильного учета всех нюансов ситуации. В таких случаях может пригодиться наша инструкция «Как оспорить штраф ГИБДД».
Источники:
Об утверждении требований к парковкам для транспорта юрлиц и ИП по возвращении из рейса и окончании смены водителя
Штрафы за неправильную парковку по КоАПП
Кто имеет право на парковку во дворе?
Правила парковки во дворах могут отличаться в зависимости от конкретного муниципалитета или страны. В целом, во дворе могут парковаться жители дома, в котором находится двор, если они имеют соответствующие документы и разрешение на парковку. Если же парковочные места во дворе обозначены и зарезервированы, то право на парковку имеют только те, кому они предназначены. Возможно, в некоторых случаях парковка во дворе может быть доступна и для посетителей дома или офиса, но это опять же зависит от местных правил и договоренностей. В любом случае, для уточнения правил парковки во дворах лучше обратиться к местным органам власти или управлению жилого дома.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.