Аккумуляторная батарея (АКБ) применяется в автотранспорте для обеспечения энергией бортовую электрическую систему и запуска двигателя стартером. Во время работы двигателя АКБ заряжается генератором автомобиля, однако при длительных перерывах в эксплуатации, а также время от времени, для восстановления своей емкости батарея нуждается в подзарядке. Если вы хотите узнать, как проверить состояние заряда аккумулятора, следуйте инструкциям по ниже.
Основные параметры аккумулятора, это его номинальное напряжение, измеряемое в вольтах (12 или 24 В), и электрическая емкость, измеряемая в ампер-часах (например, 60 А∙ч). Наиболее тяжелый режим работы батареи – работа на стартер, потребляющий большой ток, порядка 100-1000 А. Чем ниже температура воздуха, тем сложнее запуск двигателя.
Определение степени заряда/разряда аккумулятора
Несомненным признаком глубокого разряда аккумулятора является отказ работы стартера и тусклый свет фар при их включении. Но более правильно оценивать состояние кислотно-свинцового аккумулятора одним из трех описанных ниже способов.
Измерение электродвижущей силы батареи
Электродвижущая сила (ЭДС) АКБ – это напряжение на ее клеммах без нагрузки, измеряется обычным вольтметром постоянного тока или мультиметром в режиме измерения напряжения. Измерять напряжение следует после простоя автомобиля 7-10 часов, подключив к клеммам АКБ вольтметр (с соблюдением полярности). Напряжение полностью заряженной батареи порядка 12,6-13,2 В, полностью разряженной 11,4-12,0 В. При напряжении ниже 12 В батарея нуждается в подзарядке.
Оценка состояния батареи нагрузочной вилкой
Более объективно состояние АКБ определяется нагрузочной вилкой, позволяющей измерить напряжение аккумулятора в отсутствие нагрузки (заменяет описанный выше способ измерения ЭДС), и под нагрузкой (подключение нагрузочной спирали, соответствующей емкости аккумулятора). Напряжения в отсутствие нагрузки указаны выше, под нагрузкой (ток порядка 50-100 А) напряжение заряженной батареи составляет 10,2 В и выше, полностью разряженной падает ниже 7,8 В.
Оценка по плотности электролита
Наиболее объективно степень заряда кислотно-свинцовой батареи оценивается по плотности электролита, измеряемой ареометром. Ниже справочная таблица на этот случай.
Измерение как напряжения, так и плотности электролита необходимо производить при температуре от 15°С до 25°С, при необходимости занеся аккумулятор в теплое место.
Заряд аккумулятора зарядным устройством
Лучше всего приобрести зарядное устройство (ЗУ) с функцией автоматического отключения после полной зарядки. В отсутствие этой функции придется вести заряд «вручную», следя за током зарядки и напряжением на аккумуляторе под зарядкой. Заряжать АКБ можно как вне автомобиля, так и на автомобиле, отключив батарею от бортовой сети путем снятия с АКБ клемм (во избежание повреждения электроники автомобиля).
Подключив ЗУ к аккумулятору, с соблюдением полярности, можно включить ЗУ в сеть и произвести зарядку. Стандартный режим зарядки аккумулятора предполагает зарядку полностью разряженного аккумулятора током в 1/10 от его номинальной емкости в течение 11-12 часов. В качестве примера, аккумулятор емкостью 60 А∙ч заряжается током 6 А. О конце зарядки можно судить по поднятию напряжение на клеммах до 14,4 В под током зарядки.
Существует и иные схемы зарядки АКБ, повышенным током (1/3 от номинальной емкости) в начале зарядки с понижением зарядного тока к концу зарядки, когда существует опасность закипания электролита. Не забывайте, что для зарядки с банок аккумулятора необходимо выкрутить пробки.
На современных автомобилях владельцы иногда предпочитают производить зарядку АКБ без отключения его от бортовой сети, чтобы не произошел сбой в памяти бортового компьютера. Здесь есть определенный риск в случае заряда АКБ с превышением напряжения зарядки. И в любом случае, не следует включать при подобной зарядке бортовые устройства.
Подзарядка путем «прикуривания» от второго автомобиля
Подобная зарядка вынужденная в исключительных обстоятельствах. Номинальное напряжение АКБ на двух автомобилях должно быть одинаковым, а все потребители электроэнергии отключены.
Видео. Калькулятор расчета времени зарядки аккумулятора автомобиля
Для «прикуривания» оба аккумулятора соединяются, с соблюдением всех предосторожностей, параллельно кабелями, двигатели обоих автомобилей при этом не работают. Вначале подключается красный кабель положительного полюса, затем черный отрицательного. Площадь сечения каждого кабеля не должна быть менее 16 кв.мм.
Ввиду разного напряжения обоих аккумуляторов ток уже начнет поступать в разряженный аккумулятор, но относительно небольшой ввиду повышенного внутреннего его сопротивления.
После этого запускается двигатель автомобиля с заряженной батареей, а затем двигатель автомобиля с разряженной батареей. Убедившись, что двигатель запустился и разряженная АКБ начинает заряжаться от генератора, снимите сначала черный кабель, а затем красный, и продолжайте зарядку АКБ от генератора. Обычно на минимальную зарядку достаточно получаса работы двигателя.
В любом случае, при проверке состояния АКБ и ее зарядке следует руководствоваться инструкциями по эксплуатации зарядного устройства, нагрузочной вилки и прочих применяемых устройств.
Как понять что батарея вышла из строя?
Если речь идет о батарее в электронном устройстве, то есть несколько признаков того, что она вышла из строя:
-
Устройство не включается или выключается сразу же после включения. Это может быть признаком того, что батарея не может поддерживать достаточное напряжение для работы устройства.
-
Устройство не заряжается или заряжается очень медленно. Это может означать, что батарея не может больше хранить заряд, и ее нужно заменить.
-
Устройство выключается, когда остаток заряда батареи все еще достаточно высок. Если устройство выключается при остатке заряда батареи более 20%, это может означать, что батарея не работает должным образом.
-
Батарея нагревается слишком сильно. Если батарея слишком горячая на ощупь или даже начинает выпускать запах, это может быть признаком ее выхода из строя.
Если речь идет о батарее автомобиля, то признаками ее выхода из строя могут быть:
- затруднения при запуске двигателя;
- постоянные проблемы с зарядкой;
- быстрый разряд батареи во время езды;
- коррозия на клеммах батареи.
В любом случае, если у вас есть подозрение на проблемы с батареей, лучше обратиться к специалисту для ее диагностики и замены, если это необходимо.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.