Узнайте все об основах чертежа в техническом исполнении и его разновидностях. Наша статья расскажет о языке техники и том, как сделать чертеж самостоятельно. Если вам нужна помощь, просто скажите: ‘Ok Google чертеж’ — и виртуальный ассистент поможет вам найти необходимую информацию!
Много делают на заводах разных машин и станков. А ведь машина или станок состоит из различных деталей. Со всех участков завода поступают готовые детали в сборочный цех. Некоторые детали даже привозят за сотни километров с других заводов.
Из деталей собираются узлы, а из узлов — целые машины. Детали «слушаются» сборщиков — точно становятся на свои места, плотно или свободно надеваются на валы, надежно садятся в приготовленные для них гнезда, легко навинчиваются на болты. А как же иначе? Если бы они не подходили друг к другу, невозможно было бы делать машины.
Рабочие и инженеры, которые изготовляют отдельные детали, находятся в разных цехах и даже на разных заводах. Они могут не знать друг друга и не советоваться между собой. В общем деле их направляет и объединяет единый для всех язык техники — язык чертежей. Замысловатые линии, значки и цифры чертежей понятны рабочим и инженерам всего мира. Ведь чертежи выполняются с соблюдением единых правил, знать которые необходимо всем.
Не умея составлять и читать чертежи, невозможно строить машины, дома, мосты, плотины, нельзя даже хорошо понять, как они устроены, нельзя внести в них какое-либо усовершенствование. Даже для того, чтобы построить простейшую модель, надо сперва разобраться в ее чертежах.
Почему же понадобился людям этот специальный язык, почему нельзя обойтись только картинами, которые рисуют художники?
Чтобы построить дом, нужно иметь его чертеж.
Вот перед нами дом. Он изображен так, как его видел художник. Всем ясно — это дом. Но построить его по такому рисунку очень и очень сложно. Мы не знаем истинных размеров стен, окон, дверей здания. Измерить их на рисунке нельзя — линии стен, крыши, окон потеряли на нем параллельность, а их размеры уменьшаются по мере удаления от наблюдателя.
Чтобы построить дом или сделать машину, нужен составленный с соблюдением определенных законов и правил рисунок, из которого были бы видны действительные формы и размеры деталей, из чего они сделаны и как обработаны, их расположение по отношению друг к другу. Это и есть чертеж.
Итак, что же такое чертеж?
Изображение пространственного предмета на плоскости при помощи определенных приемов называется проектированием, а полученное изображение — проекцией данного предмета на плоскость. В зависимости от способа проектирования можно получить различные проекции одного и того же предмета.
При центральном проектировании размеры проекции предмета не равны его действительным размерам.
Поместите подставку для карандашей между лампой и экраном из прозрачной бумаги и обведите контуры ее тени карандашом. Вы получите проекцию подставки на плоскость бумаги. Дополните ее линиями внутреннего контура — и полученный рисунок даст наглядное и весьма точное представление об изображаемом предмете. Но обратите внимание: размер проекции подставки не равны ее действительным размерам. Они изменяются в зависимости от положения подставки относительно лампы и экрана. Так получается потому, что лучи света исходят из одной точки и угол между крайними проектирующими лучами изменяется в зависимости от положения проектируемого предмета.
Такой способ проектирования называется центральным. Его применяют главным образом в живописи и архитектурных чертежах при изображении зданий. В этих случаях центральные проекции называют линейной перспективой.
Если для получения тени от предмета мы будем пользоваться параллельно идущими лучами света, то размеры тени не будут зависеть от расстояния предмета от плоскости проекции. Такое проектирование называется параллельным. Проектирующие лучи могут падать на плоскость проекции точно под прямым углом. В этом случае размеры проекции точно совпадают с размерами проектируемого предмета, Такие проекции называются прямоугольными, или ортогональными. Они позволяют точно определить размеры и взаимное расположение пространственных предметов и поэтому являются основным способом их изображения на чертежах.
Если же лучи падают под острым углом к плоскости проекции, то проекция предмета получается непохожей на предмет, так же как не похожа на вас ваша тень в вечернее время. Такие проекции называются косоугольными. Ими пользуются для технических рисунков.
Можно проектировать предмет с различных сторон и каждый раз получать новое изображение, непохожее на предыдущее.
Чтобы все инженеры во всех странах мира делали чертежи одинаково, установлен единый способ проектирования предметов и определенное расположение проекций на чертежах. Способ этот заключается в том, что проектируемый предмет как бы помещают в пространство угла, образованного тремя взаимноперпендикулярными плоскостями, и проектируют его методом прямоугольной проекции на три плоскости.
Плоскость Н называется горизонтальной плоскостью проекции, плоскость V — вертикальной, а плоскость W — профильной. Нетрудно видеть, что проекции предмета на эти плоскости представляют собой внешний вид предмета с трех сторон — спереди, сверху и слева.
Теперь как бы развернем наши плоскости проекций: плоскость Н откинем вниз, а плоскость W повернем на 90° против часовой стрелки. В результате все три плоскости проекции оказались совмещенными в одной плоскости бумаги. Это и есть чертеж предмета в прямоугольных проекциях.
При совмещении плоскостей вид сверху оказался под видом спереди, а вид слева — справа от вида спереди. Такая зависимость в расположении видов называется проекционной связью и при выполнении чертежей должна обязательно соблюдаться.
КАК ПОЛУЧИТЬ ПРОЕКЦИЮ ПРЕДМЕТА
Самый простой способ — это положить его на бумагу и обвести тонким карандашом. Но не всякий предмет можно спроектировать таким способом. Одни предметы не поместятся на листе, другие слишком малы, а третьи (например, электрическую лампочку) невозможно обвести из-за сложности их формы.
Кроме того, нас интересует не только внешний вид предмета, но и его внутреннее устройство, которое таким способом на бумагу не спроектируешь. Вот тут-то нам и понадобятся приемы и правила начертательной геометрии.
Обозначим буквой А какую-нибудь точку на проектируемом предмете. Тогда мы сможем сказать, что точка А — это оригинал, точка а — проекция оригинала, А а — проектирующий луч, плоскость Р — плоскость проекции.
То же самое мы можем сказать обо всех точках предмета. Следовательно, чтобы получить проекцию предмета, надо спроектировать все его точки.
Но законы и правила начертательной геометрии позволяют значительно упростить Эту работу. Действительно, чтобы построить проекции прямой, достаточно спроектировать только две любые принадлежащие ей точки и провести через них прямую линию. Проекции квадрата, прямоугольника или треугольника можно построить по проекциям их вершин.
Многие предметы — детали зданий и машин, мебель, посуда — содержат в себе элементы кривых линий и поверхностей. Для получения их проекций приходится также проектировать ряд принадлежащих им точек и соединять эти точки между собой при помощи шаблонов—лекал. Такие линии получили название лекальных.
Среди бесчисленного многообразия кривых есть так называемые закономерные кривые, все точки которых обладают некоторым общим свойством. Это свойство позволяет применить определенные правила для их начертания. Например, шар во всех проекциях имеет вид окружности. Ее не надо строить по отдельным точкам, ее можно провести с помощью циркуля. Проекция дна наклоненного или срезанного плоскостью кругового цилиндра представляет собой другую закономерную кривую — эллипс. Встречаются и более сложные закономерные кривые, и для каждой из них есть свои способы построения.
Однако умения правильно построить проекцию того или иного предмета еще недостаточно для правильного составления чертежей.
Проекция дна наклоненного или срезанного цилиндра представляет собой эллипс. Построить эллипс можно способом, показанным на рисунке.
Одна из важных особенностей прямоугольных проекций заключается в том, что многие предметы различной формы проектируются одинаково на одну, а иногда и на две плоскости проекции. Например, горизонтальную проекцию в виде круга имеют шар, цилиндр, конус. Чтобы их различить, обязательно нужна вторая проекция. Но не всегда помогает и она. Приходится чертить третью проекцию.
В тех случаях, когда по прямоугольным проекциям трудно представить себе общий вид изображенного предмета, прибегают к помощи аксонометрических проекций. Они бывают косоугольными (кабинетная проекция) и прямоугольными (изометрическая и диметрическая). Такие проекции дают наглядное и весьма точное изображение предмета и помогают правильно понять чертеж.
Очень большое значение имеют вспомогательные линии, которые в ряде случаев позволяют понять чертеж без дополнительных проекций. Поэтому на проекциях тел вращения (шар, цилиндр, конус, параболоид и т. д.) и отверстий всегда наносят осевые линии.
Не меньшую роль играют штриховые линии, обозначающие на чертежах невидимые с данной стороны элементы деталей (отверстия, выступы, фаски и т. д.). Они отличаются только штриховыми линиями. А посмотрите, как отличаются друг от друга изображенные на них детали. Как видите, на чертеже не бывает лишних линий. Каждая из них имеет определенное назначение и помогает правильно прочитать чертеж.
В черчении встречаются различные закономерные кривые, и для каждой из них есть свои способы построения.
РАЗРЕЗЫ, СЕЧЕНИЯ, ВЫРЫВЫ И ОБРЫВЫ
На чертежах сложных деталей часто приходится делать разрезы, сечения, вырывы и обрывы, которые дают возможность более точно понять устройство детали, узла или целого механизма. Сечение и разрезы штрихуются тонкими косыми линиями.
Составляя чертеж, нужно внимательно, изучить изображаемую деталь, определить необходимое число проекций, расположить их при проектировании так, чтобы были видны наиболее сложные элементы. При изображении вида спереди лучше всего дать деталь так, как она будет установлена в механизме.
Потом нужно посмотреть, полное ли представление о детали дают ее изображенные проекции. Если какой-нибудь элемент детали не ясен, нужно дать ее разрез или сечение по этому элементу. Не всегда можно изобразить деталь в натуральную величину. Чаще приходится ее уменьшать или увеличивать. Надо правильно выбрать масштаб изображения и указать его на чертеже. Например, масштаб 1:1 означает, что деталь выполнена в натуральную величину; 1:2 — уменьшена в два раза, а 5:1 — увеличена в пять раз.
Для того чтобы не загромождать чертеж лишними линиями, в некоторых случаях прибегают к упрощенным изображениям. Надо, скажем, сделать чертеж болта или какой-либо детали, имеющей резьбу. Изобразить точно проекцию сложной винтовой линии резьбы очень трудно, да и не нужно. Ведь резьба нарезается при помощи специального инструмента, который сам придаст ей необходимый профиль и размеры. Поэтому на чертеже участок, на котором должна быть резьба, отмечают штриховой линией, а около него ставят условный знак. Например, М-8 означает, что на детали надо нарезать метрическую резьбу с наружным диаметром 8 мм. Только в случаях специальной резьбы на детали дополнительно делают вырыв (или выносят сечение) и дают точные размеры резьбы.
На чертежах зубчатых колес не надо чертить зубцы; достаточно указать наружный диаметр колеса, число зубцов и модуль зацепления.
Точно так же поступают с зубчатыми колесами. Зубцов у них много, и все одинаковые. Зачем же тратить зря время на их вычерчивание? На чертежах зубцы не вычерчивают, а только указывают наружный диаметр колеса, число зубцов и модуль зацепления. По этим данным на зуборезных станках с помощью специальных модульных фрез или резцов делают именно те зубцы, которые нужно.
Когда вычерчены все необходимые проекции детали, разрезы и сечения, надо проставить размеры. Конечно, на чертеже указывают действительные размеры детали. Их надо ставить так, чтобы они не загораживали основных линий чертежа и чтобы их было легко читать.
При изготовлении деталей очень трудно выдержать размеры, обозначенные на чертежах. Поэтому иногда еще указывают отклонения от размеров, которые можно допустить при изготовлении детали. Эти отклонения, называемые допусками, пишут справа около основного размера. Например, подпись 29 ± 0,5 означает, что при изготовлении детали этот размер должен быть не больше 29,5 мм и не меньше 28,5 мм.
Чтобы изготовить деталь, надо знать также, из какого материала ее делать, как чисто надо обработать ее поверхности. Материал, из которого изготовляется деталь, указывается в штампе чертежа специальными обозначениями. Например, Ст-45 обозначает, что деталь изготовляется из конструкционной стали, содержащей около 0,45% углерода. В соседней графе штампа указывают количество деталей, которое надо изготовить.
Обработать деталь можно по-разному. Можно проточить ее резцом, который оставит бороздки, легко ощутимые рукой. Можно отшлифовать или отполировать ее так, что она будет блестеть, как зеркало. Чистоту обработки поверхностей детали обозначают треугольничками и цифрами. Надпись «V V 6» означает получистую поверхность 6-го класса чистоты.
Виды чертежей
Чертежи, на которых изображена одна деталь с указанием размеров, материала и степени чистоты обработки, нужны для изготовления деталей. Но, чтобы собрать детали в узел механизма, нужен другой чертеж, на котором были бы указаны их взаимное расположение и условия сборки. Такой чертеж называется сборочным.
Детали можно собирать с разной степенью плотности, называемой посадкой. Например, колесо, надетое на ось, может качаться, вращаться свободно без качаний или туго поворачиваться на оси. А можно нагреть колесо и надеть его так, что повернуть его на оси станет очень трудно. Посадки указываются на сборочных чертежах буквами.
Чаще всего машины состоят из многих деталей, изготовленных из разных материалов. Для удобства пользования сборочным чертежом в его правом углу над штампом делают спецификацию — перечень всех деталей, входящих в изображенный на чертеже узел или механизм, с указанием их количества и материала. Кроме того, на чертеже для различных материалов применяют специальные условные изображения (рис. внизу).
В сборочных чертежах обязательно должен быть общий вид полностью собранного механизма или машины.
Как видите, составление чертежей не такая простая работа. Для сложных машин приходится делать не одну тысячу чертежей деталей, сборочных чертежей и общих видов. И каждая деталь, каждый ее размер должен быть согласован с размерами других деталей.
Над составлением чертежей работает много инженеров, техников, чертежников. Чтобы все чертежи выполнялись одинаково, существует ГОСТ на чертежи. В нем предусмотрено все: размер бумаги, штампа, толщина линий, шрифт для надписей, расположение проекций, порядок выполнения разрезов и сечений, масштабы, условные изображения и т. д. И все, кто работает над чертежами, должны строго выполнять правила ГОСТа.
Для изготовления чертежей имеется своя специальная техника — линейки, угольники, рейсшины, лекала, чертежные станки, измерители, циркули. Далеко не всякие карандаши, бумагу и резинки для стирания можно использовать при черчении.
Но вот чертежи готовы.
Сотни листов чертежной бумаги хранят в своих линиях, цифрах и значках большой труд коллектива людей, работавших над созданием новой машины. Их надо раздать инженерам, техникам и рабочим, которые превратят бесформенные куски металла в детали будущей машины.
Конечно, раздавать в цехи единственные экземпляры чертежей нельзя. Поэтому их приходится размножать.
На чертеж накладывают прозрачную бумагу — кальку — и тушью тщательно копируют на нее все изображение. Затем эту кальку внимательно проверяют и направляют в светокопировальную машину. В ней на специальной светочувствительной бумаге печатают чертежи. На такой машине можно получить сколько угодно копий. Эти копии и отправляют в цехи. Там ими можно пользоваться, не боясь порвать или испачкать.
Но копировка чертежа на кальку, а затем на светочувствительную бумагу — это длительная, кропотливая работа, отнимающая очень много времени. Поэтому инженеры стремятся создать такие методы подготовки чертежей, которые позволили бы получать копии, не прибегая к кальке.
Мы рассказали здесь о машиностроительных чертежах. Но без чертежей нельзя обойтись и в других областях науки и техники. Например, строители применяют строительные чертежи, электрики и радисты — электрические схемы, геологи, топографы и географы — геологические, топографические и географические карты.
Конечно, эти чертежи во многом отличаются друг от друга, имеют свои особенности, выполняются по другим правилам и законам. Но в какой бы области человек ни работал, он обязан знать тот международный язык чертежей, на котором «пишут» во всех странах люди его профессии.
Кто делает чертежи мебели?
Чертежи мебели могут быть созданы многими различными людьми, включая дизайнеры мебели, карпетьеры, инженеры, архитекторы и другие специалисты, специализирующиеся на проектировании мебели. Они могут использовать ручные инструменты или специальные компьютерные программы для создания чертежей.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.