Настройка клапанов важный этап обслуживания системы отопления, который позволяет добиться оптимальной работы оборудования. В статье «Как регулировать клапана: причины изменения зазоров, способы регулировки» рассказывается о том, как правильно настроить клапаны, а также приводятся причины возможных изменений зазоров и способы их устранения. Если вы хотите узнать, как регулировать клапаны, то этот материал обязательно для вас!
Что это такое? Работа двигателя напоминает работу сердца: клапаны открываются и закрываются, регулируя подачу топлива, воздуха, отводя продукты сгорания. Увеличение или уменьшение зазора между ними приводит к нарушению работы мотора, снижению его КПД, чрезмерному расходу топлива и другим проблемам.
В чем особенность? Поэтому нужно периодически регулировать клапаны, это восстановит работоспособность ДВС. Лучше, если эту работу выполнит опытный мастер. Он выставит зазоры, прослушает двигатель и даст рекомендации по дальнейшей эксплуатации автомобиля.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Важность регулировки клапанов
- Признаки изменения зазоров в клапанах
- Регулярность настройки зазоров
- Автоматическая установка зазоров
- Пошаговая регулировка клапанов с применением щупа
- Регулирование при помощи рейки и индикатора
- Мнения автовладельцев о регулировке клапанов
Важность регулировки клапанов
Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания завершает один рабочий цикл за 2 полных оборота: по пол-оборота на каждый такт: на впуск, сжатие, сгорание и выпуск. Газораспределительный механизм здесь играет главную роль, вовремя открывая клапаны для подачи новой порции горючего, а также для отвода отработанных газов.
При впуске открывается впускной клапан для наполнения цилиндра топливно-воздушной смесью или же, как в случае с дизелем, просто свежим воздухом. Далее при сжатии все клапаны должны быть закрыты, иначе ничего сжать не получится.
Также при всех закрытых клапанах осуществляется процесс сгорания топлива – тогда вся энергия расширяющихся газов переходит исключительно в движение поршня. А далее продукты сгорания необходимо удалить из цилиндра, чтобы снова воспроизвести цикл: открываются выпускные клапаны, и отработавшие газы уходят в коллектор.
В теории все выглядит вполне складно, но нужно принимать во внимание, что клапаны не могут открываться и закрываться мгновенно, когда, к примеру, поршень достигает мертвых точек. Процесс движения клапана тоже занимает время. Многим здесь может стать непонятно, почему это вообще важно: какие-то сотые доли секунды – не все ли вообще равно?
И здесь уместно будет напомнить, что современные ДВС имеют частоту вращения коленвала на уровне 6000 оборотов в минуту, а у болидов Формулы-1 и вообще – превышают 30000 об/мин! Это означает, что двигатель делает минимум 100 оборотов в секунду (ну или более 500 в случае с Формулой-1). А значит, впускной и выпускной клапаны должны сработать 50 раз в секунду.
Примерно с такой же частотой – 6000 выстрелов в минуту – работают скорострельные 30-миллиметровые автоматы АК-130 морского базирования, которые должны сбивать гиперзвуковые ракеты, атакующие корабль. Но там 6 стволов (на каждый приходится примерно 17 выстрелов в секунду), а здесь мы говорим об одном единственном клапане, который должен открыться и закрыться в 3 раза чаще за то же время.
Получается, что сотая доля секунды здесь – это не такая уж и маленькая величина; в течение этого промежутка времени могут успеть случиться весьма важные для работы двигателя события и процессы.
Во-первых, влияние температуры. С началом работы двигателя все его узлы и детали сильно нагреваются. Как следствие, происходит их расширение и увеличение в размерах. Чтобы это расширение не привело к заклиниванию движущихся частей, производители предусматривают в конструкции механизмов тепловые зазоры.
Необходимо периодически проверять, соответствуют ли они технической документации. По мере необходимости подлежащие регулировке зазоры у деталей нужно корректировать, а если такое невозможно, то их нужно заменять.
Среди прочих к таким деталям относятся и клапаны. Мероприятие по корректировке их тепловых зазоров называется «регулировка клапанов».
Если зазоры клапанов настроены правильно, то после прогрева мотора они будут уменьшаться. В итоге обеспечивается точность исполнения фаз газораспределения и сбережение ресурса деталей. Но в течение периода интенсивной эксплуатации просадка клапанов в седлах увеличивается, а кроме того, изнашиваются крепления коромысел и кулачков распределительного вала (или валов). Из-за этого износа точность соблюдения тактов газораспределительным механизмом падает.
Увеличенные зазоры приводят к появлению посторонних шумов и вибраций. И если не произвести должную регулировку, то их интенсивность будет только расти. Кроме того, указанные неисправности могут повлечь за собой и другие, например могут оказаться поврежденными толкатели.
Обратная ситуация, когда зазоры критически малы или же отсутствуют вовсе, еще более опасна. Это чревато заклиниванием узлов и поломкой деталей. Обычно при отсутствии тепловых зазоров клапаны не могут полностью загерметизировать камеру сгорания, и в коллектор (входной или для выхлопа) прорываются раскаленные газы.
Самое неприятное – это то, что повреждения в данном случае неизбежны, а последствия необратимы, даже если зазоры после этого отрегулировать и привести в норму. Здесь уже будет требоваться полноценный капитальный ремонт мотора.
Признаки изменения зазоров в клапанах
Вот основные признаки, которые свидетельствуют о необходимости регулировки клапанов и проведения калибровки клапанных зазоров:
- двигатель довольно сильно теряет мощность;
- появление металлических стуков, биений и других посторонних шумов при работе мотора;
- увеличенный расход горючего;
- неустойчивая работа даже на холостом ходу.
Если погода на улице достаточно морозная, то зазоры в клапанах можно буквально услышать: непрогретый мотор будет периодически пощелкивать при работе. Впрочем, после прогревания этот звук ослабнет или даже полностью исчезнет. А вот если он никуда не девается, даже когда двигатель разогрет, то это означает, что какой-то из клапанных зазоров определенно превышает норму.
Если тепловой зазор увеличен, то это означает, что время нахождения клапана в открытом состоянии окажется ниже нормы. Мотор станет работать с перебоями, его запуск будет выполняться не всегда с первой попытки, возникнет периодическая детонация (а она плохо влияет на все детали ДВС).
Уменьшенный относительно нормы зазор приводит к тому, что в прогретом состоянии он полностью исчезает. В результате клапан не закрывается до конца. Как следствие, происходит снижение мощности двигателя, а также (и это наиболее неприятно) обгорание конических фасок на седле клапана и на самом клапане. И здесь уже потребуется проводить замену, потому что простой регулировкой зазора здесь ситуацию не исправить.
Регулярность настройки зазоров
Не существует никаких нормативов относительно того, когда необходимо регулировать клапаны, то есть производить настройку и последующую коррекцию зазоров. Это зависит от марки машины, эксплуатационного режима, совокупного пробега и других факторов. Здесь лучше всего ориентироваться на техническую документацию к конкретному автомобилю или же поинтересоваться на сайте производителя.
А вообще, многочисленные сервисные центры давно выработали свои собственные нормативы для проверки зазоров клапанов. Они основаны на практике проведения технических осмотров при соотнесении ее с получаемыми результатами. Поэтому:
- винтовая регулировка осуществляется каждые 10-40 тыс. км;
- регулировка с помощью толкателей и шайб – каждые 20-100 тыс. км.
В целом, общая логика такова: чем больше нагрузок испытывает мотор, чем чаще ему приходится выдавать экстремальные обороты и усилие, тем меньше времени должно проходить между регулировками клапанов (и не только их).
Говоря о важности зазоров, необходимо понимать, что речь идет о десятых и сотых долях миллиметра. Обычно их размеры находятся в диапазоне от 0,09 до 0,4 мм. Определение точных значений осуществляется с помощью щупа, шкала которого имеет шаг 0,05 мм.
И нужно принимать во внимание, что в связи с особенностями температурных режимов работы разных групп клапанов (выпускные нагреваются значительно сильнее), термические зазоры на впускных клапанах всегда меньше, чем на выпускных.
Автоматическая установка зазоров
Большая часть выпускаемых в настоящее время автомобилей оснащается системами гидрокомпенсации. Это такие устройства, в задачу которых входит поддержание неизменного теплового зазора за счет давления моторного масла. Регулировать гидрокомпенсаторы не нужно, однако, требуется контролировать, чтобы они не забивались шлаками и всегда находились в рабочем состоянии.
В случае если вдруг выяснится, что компенсатор неисправен, то следует допустить, что зазоры за это время могли сбиться, а потому их следует заново проверить (и восстановить в случае необходимости).
Пошаговая регулировка клапанов с применением щупа
- Начинать регулировку клапанов выпуска всегда нужно с отключения системы зажигания. Сам процесс настройки начинаем с наименее зажатого клапана. На распределительном валу его кулачок будет максимально удален от коромысла. Головку ключа накидываем на болт, который фиксирует шкив коленчатого вала, и далее поворачиваем ключ на максимально возможный градус от коромысла (в идеале – на 180 градусов).
- Те клапаны, которые располагаются ближе к регулировщику, являются выпускными, и зазор у них не должен превышать величины в 0,25 мм.
- Ослабляем гайку, берем щуп на 0,2 мм и зажимаем его, вкручивая шток. Затем надеваем контргайку, вытаскиваем щуп и полностью затягиваем гайку. Проверка зазора осуществляется путем его тестирования с помощью щупа на 0,25 мм – он не должен войти в зазор.
Не забываем отметить отрегулированный клапан, чтобы случайно не сбить его настройку в дальнейшем. Таким же образом регулируем все остальные зазоры клапанов выпуска.
А теперь о том, как регулировать клапаны впуска: принцип здесь точно такой же, но вот размер зазоров меньше – 0,1-0,15 мм. Поэтому далее:
- Еще раз проверяем выставленные зазоры с помощью щупов и затягиваем гайки.
- Клапанную коробку следует очистить с помощью наждачки (№ 0) и ножа. Внимательно смотрите, чтобы в коробку не попал сор, а потому все движения выполняйте от клапана к краю.
- Прокладку головки блока следует сменить, разместить крышку и в порядке, указанном в пользовательской инструкции, затянуть болты.
- Присоединяем обратно все провода, патрубки и шланги. Корпус воздушного фильтра возвращаем в исходное положение.
Регулирование при помощи рейки и индикатора
Тепловые зазоры также можно определять при помощи рейки и индикатора. Эти более сложные приспособления используются для того, чтобы измерить зазоры с высокой точностью, существенно превышающей возможности щупов.
Вот алгоритм проведения измерительных и корректирующих работ:
- Отключаем провод зажигания и снимаем крышки клапанов.
- Прокручиваем коленвал до совпадения метки на шестерне распредвала с меткой на корпусе мотора.
- Фиксируем рейку на выступе блока установленных подшипников тремя болтами.
- Стрелочный индикатор проставляется в специальное гнездо на рейке. Шкала при этом устанавливается на нулевой отметке.
- Далее кулачок оттягиваем немного вверх (с помощью специального инструмента). Если регулировка произведена корректно, то стрела индикатора сместится на 50-52 деления.
После окончания регулировочного процесса и приведения двигателя в исходное рабочее состояние следует его включить и внимательно проверить на слух, как он работает в различных режимах.
Если в работе мотора присутствуют любые посторонние шумы, звуки или же вибрации, то это означает, что необходимо провести более глубокую и подробную диагностику. Падение мощности, резкий рост расхода горючего, троение – это все симптомы неправильно отрегулированных клапанов и/или неисправности свечей зажигания.
Мнения автовладельцев о регулировке клапанов
- Горячо/холодно
«Если движок горячий, то зазоры в нем больше, чем когда он холодный. (Удивительно, но это так). Производитель закладывает размерность зазоров в расчете на то, чтобы на момент пуска разогревающийся клапан не успел выбрать свой зазор в уже прогретой головке блока.
Зазор в движке с минимальным сроком эксплуатации, скорее всего, выберется полностью, особенно если его «пережать» хотя бы на 0,05 мм. А вот какой-нибудь видавший виды двигатель, например, от «Шкоды» почти наверняка не успеет. Лично я поднял величину зазоров на выпускных клапанах до 0,15 мм – при холодной погоде, когда мотор еще не прогрет, движок стал постукивать. Скорей всего, придется уменьшить до 0,13 мм».
- Движение – жизнь (автомобиля)
«Не знаю, как у вас, а для меня прогрев мотора до 90 градусов – это недостаточная мера, чтобы диагностировать корректность регулировки клапанов. Еще надо поездить полчасика, «накрутить» километров 80, а уж потом внимательно слушать издаваемые двигателем звуки. Кстати, газораспределительная система звучит намного громче при плавном увеличении оборотов, хотя бы до 1000 (в минуту). При этом, если обороты больше или меньше, то шум снижается».
- Разница между бензином и газом
«Если машина на газу, то зазор впускных клапанов регулируем по изначальному руководству по эксплуатации транспортного средства. Вообще, впускным клапанам без разницы, какое топливо используется. А вот их выпускные "коллеги" гораздо более капризны – как же регулировать такие клапаны? Если коротко, то вдвое чаще, и их наибольший допустимый зазор не должен превышать 0,05 мм для бензина и 0,45 мм – для газа».
От корректного функционирования клапанов зависит качественная работа любого двигателя внутреннего сгорания. Однако интенсивность действия газораспределительного механизма зачастую приводит к тому, что заводская регулировка клапанов сбивается. В результате машина теряет мощность, начинает потреблять больше топлива, появляются посторонние звуки.
Проверьте: возможно, проблема заключается в зазорах клапанов, которые можно и нужно отрегулировать, и как можно скорее. Все алгоритмы описаны выше.
Какие шторы на мансардные окна?
Шторы для мансардных окон должны быть выбраны с учетом нескольких факторов, таких как размер окон, тип крыши, стиль дизайна комнаты и уровень освещения.
Одним из самых популярных вариантов штор для мансардных окон являются римские шторы. Они выглядят элегантно и позволяют регулировать уровень освещения в комнате. Римские шторы могут быть изготовлены из разных материалов, таких как хлопок, лен, шелк или шерсть, что позволяет выбрать подходящий вариант для любого стиля дизайна комнаты.
Еще одним вариантом для мансардных окон могут быть вертикальные жалюзи. Они позволяют регулировать уровень освещения и обеспечивают защиту от солнечного света. Вертикальные жалюзи могут быть изготовлены из разных материалов, таких как алюминий, дерево, пластик или ткань.
Если мансардные окна находятся под наклонной крышей, то можно использовать жалюзи или рулонные шторы, которые можно закрывать и открывать, двигаясь вверх или вниз. Такие шторы удобны в использовании и позволяют сохранить уровень освещения в комнате.
Также можно использовать бамбуковые рулонные шторы или горизонтальные жалюзи из дерева, которые добавят в комнату естественности и экзотики. Однако при выборе штор для мансардных окон стоит учитывать, что они должны быть не только эстетичными, но и функциональными, обеспечивать защиту от солнца, сохранять уровень освещения и обеспечивать удобство в использовании.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.