Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром дома без приборов — методы оценки заряда, ёмкости, силы тока и состояния

Хотите узнать, как проверить напряжение аккумулятора автомобиля мультиметром без похода в сервис? В нашей статье «Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром на работоспособность дома без приборов» вы найдете простые и понятные инструкции для проверки заряда, ёмкости, напряжения и силы тока вашего аккумулятора. Откройте для себя легкий способ проверки и поддержания работоспособности аккумулятора прямо у себя дома.

29.1к. 09.06.2020 11.02.2023

Аккумуляторная батарея — один из основных узлов любого автомобиля. Если она неисправна или в плохом состоянии, то уже никто никуда не едет. В этой статье мы выясним, как проверить аккумулятор при помощи обыкновенного мультиметра и разберём достоинства и недостатки этого способа.

  1. Как замерить силу тока и напряжение
  2. Проверка работоспособности АКБ мультиметром — особенности и недостатки способа
  3. Как проверить ёмкость аккумулятора
  4. Нагрузочная вилка — точный способ проверки
  5. Возможно ли проверить работоспособность без специальных приборов

Как замерить силу тока и напряжение

Для начала небольшой ликбез по использованию наиболее популярного и недорогого цифрового мультиметра (само собой, от дядюшки Ляо). С его помощью можно измерить величину постоянного и переменного напряжения, силу тока и сопротивление цепи. Некоторые приборы дополнительно позволяют проверить исправность радиоэлементов — диодов, транзисторов, конденсаторов. Сегодня мы его будем использовать для измерения постоянных напряжения и тока.

тестерЦифровой мультиметр (тестер)

На фото цифрами обозначены:

  1. цифровой дисплей;
  2. секция измерения постоянного напряжения (DCV);
  3. секция измерения сопротивления;
  4. секция измерения переменного напряжения (ACV);
  5. секция измерения постоянного тока (DCA);
  6. переключатель режимов;
  7. гнездо для измерения постоянного тока на пределе 10 А;
  8. гнездо для работы во всех остальных режимах;
  9. общее гнездо.

Для того чтобы провести измерения, подключаем к соответствующим гнёздам щупы, переключателем-крутилкой устанавливаем необходимый режим и предел измерений. Всё просто.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Важно! Всё очень просто, но требует внимательности при выборе режима и предела измерения. Стоит ошибиться, выставив, к примеру, режим измерения тока или сопротивления, и замерить напряжение, как прибор будет безвозвратно испорчен. Вроде очевидно, но практически каждый хоть раз, но ошибался.

Попробуем при помощи этого прибора проверить напряжение аккумулятора автомобиля. Вставляем провода со щупами в гнёзда 9 и 8. При этом щуп, установленный в гнездо 9, будет минусовым. Устанавливаем переключатель режимов в секцию 2. Автоматически загорается дисплей. Теперь нужно выбрать диапазон измерений. Точнее, верхний предел измерения. Он должен быть не ниже измеряемого напряжения. АКБ автомобиля выдаёт примерно 12 В, поэтому нас вполне устроит предел 20. На нём мы прибор точно не перегрузим. Устанавливаем крутилку на 20 DCV.

Касаемся щупами клемм батареи и считываем показания с дисплея. При этом полярность подключения щупов можно не соблюдать. Если мы перепутали полярность подключения, перед показаниями на дисплее высветится «-». Это нормальный режим работы мультиметра.

Полная инструкция по проверке аккумулятора автомобиля мультиметромНапряжение на клеммах этой АКБ составляет 12,44 В, щупы подключены в правильной полярности

Важно! Если мы не знаем, какое напряжение в измеряемой цепи, выставляем самый большой предел и при необходимости после контрольных измерений его уменьшаем. На фото ниже идёт проверка генератора, поэтому на всякий случай был выставлен заведомо более высокий предел измерений — 200 В.

Полная инструкция по проверке аккумулятора автомобиля мультиметромДля проверки работы генератора был выбран предел 200 В

Как измерить силу тока мультиметром? В качестве примера произведём замер утечки тока во время стоянки автомобиля при выключенном зажигании. Поскольку мы не знаем, насколько велик будет ампераж, устанавливаем прибор в режим измерения максимального тока — 10 А. Секция, естественно, DCA (поз. 5 на первом фото). Измерительный щуп переставляем из гнезда 8 в гнездо 7. Щуп в гнезде 9 оставляем.

Выключаем зажигание, обесточиваем дополнительное нештатное электрооборудование, если оно есть (навигатор, видеорегистратор и т. п.). Сбрасываем с одной из клемм аккумулятора наконечник и в разрыв включаем мультиметр. Закрываем двери, ставим автомобиль на охрану. То есть паркуем его для длительной стоянки. Через некоторое время машина «уснёт», и можно считать показания тока утечки с дисплея тестера. На фото ниже ток составляет 330 мА. Это очень много. Либо мы забыли что-то отключить, либо бортовая сеть автомобиля неисправна.

Полная инструкция по проверке аккумулятора автомобиля мультиметромТок утечки составляет 330 мА, полярность подключения щупов обратная

Важно! Ни в коем случае не пытаемся запустить двигатель при подключенном тестере. Ток, потребляемый стартером в момент запуска, составляет сотни ампер и мгновенно сожжёт прибор, который и 10 А выдерживает с трудом и лишь в течение короткого времени.

Проверка работоспособности АКБ мультиметром — особенности и недостатки способа

Как проверить аккумулятор мультиметром? Для определения степени заряженности достаточно измерить напряжение на клеммах, при этом АКБ должна быть полностью отключена от нагрузки и выдержана в таком состоянии не менее 2 часов. Выставляем на мультиметре нужный режим и предел измерения (см. раздел выше). Подключаем, измеряем напряжение и сверяемся с табличкой, приведённой ниже.

Зависимость напряжения на клеммах от степени заряженности АКБ

Напряжение на клеммах без нагрузки, В

Уровень заряда, %

малосурьмянистые (Sb/Sb) и гибридные (Sb/Ca)

кальциевые (Ca/Ca) и AGM/Gel (Ca/Ca)

12,51–12,66

12,66–12,81

12,31–12,46

12,46–12,61

12,1–12,25

12,26–12,41

11,92–12,07

11,86–12,01

11,75–11,90

11,66–11,81

На фото ниже на клеммах батареи напряжение составляет 12,83 В, АКБ кальциевая, а значит, она заряжена на 100 %.

Полная инструкция по проверке аккумулятора автомобиля мультиметромЭтот аккумулятор полностью заряжен

Метод достаточно прост, но работает лишь в том случае, если аккумуляторная батарея заведомо исправна и мы просто решили оценить степень её заряженности. Если АКБ старенькая, то измерение «холостого» напряжения ничего не даст. Без нагрузки оно может быть нормальным, но достаточно включить, скажем, фары головного света, как те же 12,8 В превратятся в 9–10.

Таким образом, для более-менее качественной проверки АКБ одного мультиметра мало. Нужно измерять напряжение на нагруженном аккумуляторе. Как говорится, проверить его на амперы. В качестве нагрузки будем использовать лампу головного света мощностью 55 Вт.

Прежде всего, измеряем напряжение на ненагруженной АКБ (см. выше), показания записываем. Теперь подключаем нагрузку и ждём 2–3 минуты. Не отключая нагрузку снова измеряем напряжение. Если оно снизилось не более чем на 0,3–0,4 В, то есть вероятность, что АКБ исправна.

АКБ под нагрузкойАКБ под нагрузкой (использованы 2 лампы по 24 Вт каждая)

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Важно! Всё вышесказанное справедливо для заряженного не менее чем на 75 % аккумулятора. Если заряд меньше, то снижение напряжения может быть больше. Это не повод для паники. Полностью заряжаем АКБ и проводим повторный тест.

Как проверить ёмкость аккумулятора

Итак, проверить степень заряда аккумулятора мультиметром вполне возможно и не особо сложно. Но можно ли этим же прибором измерить ёмкость аккумулятора? Вполне, хотя это и займёт определённое время. Для работы нам понадобится собственно мультиметр, нагрузка и обыкновенные часы. В качестве нагрузки будем использовать две лампы головного света, включённые параллельно. Суммарная мощность ламп составит 110 Вт, а ток через них будет порядка 8,5–9 А.

Для того чтобы точно определить ёмкость аккумуляторной батареи, её нужно полностью зарядить. Теперь подключаем к клеммам нагрузку и мультиметр, включённый в режиме измерения напряжения.

Полная инструкция по проверке аккумулятора автомобиля мультиметромАккумулятор под нагрузкой из двух ламп, 55 Вт каждая

Засекаем время и ждём, пока напряжение на клеммах АКБ не упадёт до величины 10,3 В. Снова смотрим на часы и вычисляем время, за которое батарея полностью разрядилась. Предположим, за 6,5 часов. Как определить реальную ёмкость? Элементарно: умножаем время в часах на разрядный ток в амперах, получаем ёмкость батареи в ампер-часах. В нашем случае ёмкость составит 6,5 х 8,5 = 55 А·ч. Читаем на корпусе паспортную ёмкость — 60 А·ч. Что ж, пациент, скорее, жив, чем мёртв. Всё в порядке.

Важно! Автомобильные батареи не терпят глубокой разрядки. Постоянно контролируем напряжение, не допуская его снижения менее чем 10,3 В. Кроме того, свинцовые АКБ нельзя хранить в разряженном состоянии. После проведения измерений аккумулятор сразу же полностью заряжаем. В противном случае через неделю её можно будет выбросить.

Нагрузочная вилка — точный способ проверки

Есть ещё один, более точный способ проверки аккумулятора автомобиля. Здесь в качестве инструмента используется специальный прибор — нагрузочная вилка.

Нагрузочная вилкаНагрузочная вилка для проверки автомобильных АКБ

Прибор представляет собой достаточно точный вольтметр, параллельно которому встроена нагрузка, обеспечивающая ток 100–200 А. Подключая вилку к аккумулятору, мы заставляем её отдавать большой ток и одновременно измеряем напряжение на клеммах. Использование большого разрядного тока позволяет точно оценить текущее состояние АКБ.

Важно! Нагрузочные вилки выпускают на разные токи и напряжения. Для легковых автомобилей любого класса отлично подойдёт прибор, рассчитанный на напряжение 12 В и обеспечивающий разрядный ток 100–120 А.

Как проверить батарею при помощи этого прибора? Отключаем АКБ от нагрузки и выдерживаем в таком состоянии не менее 4–6 часов. Первый этап измерения — контроль напряжения без нагрузки. Подключаем кабель вилки (обычно оканчивается «крокодилом») к положительной клемме АКБ. Щупом вида толстого острого штыря касаемся минусовой клеммы АКБ. Считываем показания с прибора (может быть стрелочным или цифровым). Сверяемся с табличкой, приведённой ниже, и выясняем степень заряженности батареи.

Зависимость напряжения от степени заряженности АКБ

Степень заряженности, %

Напряжение без нагрузки, В

Напряжение под нагрузкой 100 А, В

Степень заряженности, %

Напряжение без нагрузки, В

Напряжение под нагрузкой 100 А, В

12,7

10,8

12,12

9,46

12,6

10,66

37,5

12,06

9,3

87,5

12,54

10,5

9,14

12.48

10,34

11,94

12,42

10,2

11,88

8,84

12,36

10,06

12,5

11,82

8,68

62,5

12,3

9,9

11,76

8,54

12,24

9,74

11,7

8,4

12,18

9,6

Отсоединяем прибор, подключаем нагрузку. Как это сделать, описано в инструкции к конкретной вилке. В одних приборах она коммутируется мощными переключателями и кнопками, в других устанавливается в ножевые соединители. Снова подключаем. На этот раз щуп устанавливаем быстро и с силой, чтобы уменьшить искрение при подсоединении.

Ждём 4–5 секунд, считываем показания с вольтметра и тут же отключаем нагрузочную вилку. Пока она остывает, а батарея приходит в себя после токового удара, сверяемся с табличкой и смотрим, не выходит ли полученный результат за допустимые пределы. Если измеренное напряжение будет ниже заданного, то с аккумулятором явно что-то не так. На фото ниже под нагрузкой напряжение АКБ просело до 7 В. Батарее явно пора на пенсию.

Полная инструкция по проверке аккумулятора автомобиля мультиметромАКБ явно неисправна или очень глубоко разряжена, что, по сути, одно и то же

Важно! Время измерения под нагрузкой не должно превышать 5 секунд. Перед повторным измерением необходимо выждать не менее 4–6 часов, чтобы АКБ восстановилась. В противном случае повторная проверка будет необъективной.

Возможно ли проверить работоспособность без специальных приборов

Как проверить исправность аккумулятора автомобиля, если под рукой вообще нет никаких приборов? К сожалению, чудес не бывает, и оценить состояние «батарейки» голыми руками при помощи бубна и варёного яйца не удастся.

Бубен тут не поможетБубен тут не поможет

Единственный, более-менее реальный метод — попытаться запустить двигатель. Если стартер крутит бодро — всё отлично. Если с трудом — проблема. Вот такая точность в пол-лаптя, а эту проверку даже проверкой назвать сложно. Чего его проверять, если заводится? Сел и поехал. Можно, конечно, включить фары при заглушённом двигателе, посмотреть, как ярко светят, не тускнеют ли через пяток минут. Потускнели. Проблема. Причём после нашей «проверки» ещё и проблема завестись. Но опять-таки никакой точности. Яркость оцениваем на глаз, да ещё и при дневном свете. Ну и последний вариант — спросить у бортового компьютера. Если он достаточно умный, то ответит. Не особо умён – на нет и суда нет.

Вот мы и выяснили, как проверить состояние аккумуляторной батареи при помощи тестера, пары лампочек и нагрузочной вилки. Ничего сложного, с такой задачей справится любой автолюбитель.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля?


Зарядка аккумулятора автомобиля может производиться двумя способами: с помощью внешнего источника питания или путем подзарядки от генератора автомобиля во время движения. В любом случае, для правильной зарядки аккумулятора нужно следовать определенным рекомендациям:

  1. Подготовьте аккумулятор: откройте крышку и проверьте, что электролит находится на правильном уровне (обычно между минимальной и максимальной отметками на корпусе батареи). Если уровень электролита ниже минимальной отметки, необходимо долить дистиллированную воду или специальный электролит.

  2. Определите напряжение аккумулятора: на большинстве автомобилей используются аккумуляторы с напряжением 12 В, но также существуют и аккумуляторы напряжением 6 В и 24 В. Проверьте напряжение аккумулятора с помощью вольтметра.

  3. Подключите зарядное устройство к аккумулятору: перед зарядкой необходимо отключить клеммы аккумулятора от автомобиля (сначала отключите минусовый (-) кабель, а затем плюсовый (+)). Подключите зарядное устройство к аккумулятору, следуя инструкциям, указанным в руководстве пользователя.

  4. Запустите зарядное устройство: после подключения зарядного устройства включите его и установите нужные параметры зарядки (напряжение и ток заряда). Зарядное устройство может заряжать аккумулятор автомобиля от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от состояния аккумулятора и настроек зарядного устройства.

  5. Отключите зарядное устройство и отсоедините его от аккумулятора: после полной зарядки аккумулятора выключите зарядное устройство и отключите его от аккумулятора. Перед подключением клемм к аккумулятору убедитесь, что они чистые и без коррозии.

Важно помнить, что неправильная зарядка аккумулятора может привести к его повреждению или даже взрыву, поэтому перед з

  1. Периодически проверяйте уровень заряда аккумулятора

Когда аккумулятор находится в использовании, необходимо периодически проверять его уровень заряда. Если уровень заряда падает ниже 50%, то это может привести к сокращению срока службы аккумулятора. Для проверки уровня заряда используйте вольтметр или проверьте показания бортового компьютера в автомобиле.

  1. Используйте зарядное устройство

Если у вас нет возможности регулярно использовать автомобиль или если вы оставляете его на длительный период времени без использования, то для поддержания заряда аккумулятора следует использовать зарядное устройство. Зарядное устройство можно приобрести в магазинах автотоваров или в автосервисе.

  1. Правильно храните аккумулятор

Правильное хранение аккумулятора во время его неиспользования также является важным фактором для продления его срока службы. Храните аккумулятор в прохладном и сухом месте, защищенном от прямых солнечных лучей и обеспечьте правильную вентиляцию. Периодически проверяйте уровень заряда аккумулятора и при необходимости заряжайте его зарядным устройством.

Следуя этим рекомендациям, вы можете продлить срок службы аккумулятора и избежать непредвиденных поломок и затрат на его замену.


Видео. ✅КАК ПРОВЕРИТЬ БАТАРЕЙКУ МУЛЬТИМЕТРОМ двумя способами ИЗМЕРЕНИЕ ТОКА БАТАРЕЙКИ, НАПРЯЖЕНИЯ, МОЩНОСТИ